Термы Каракаллы

caracalla

Баня, явление для нашего человека вовсе даже не чуждое, была весьма популярной и в Древнем Риме. Однако назвались древнеримские бани-сауны иначе — термы. Сюда приходили погреться, помыться, а между делом и пообщаться, обсудить деловые вопросы, найти хороших партнеров для своего древнеримского бизнеса. В общем, нашим знатокам бань еще учиться и учиться. Ну а чтобы пройти эти «банные университеты», добро пожаловать в Рим, в знаменитый банный комплекс под названием термы Каракаллы.

Термы были построены в начале 3 века нашей эры при императоре, правившем под именем Марка Аврелия Антонина, но более известном, как это часто случается с римскими императорами, по сохраненному историками прозвищу Каракалла. Они представляют собой комплекс руин, потрясающий своей грандиозностью — явное свидетельство роскоши и высокого уровня развития Римской цивилизации. Огромные термы вмещали в себя более 1.500 человек. Здесь купалась и общалась аристократия Древнего Рима. В этом комплексе находились отделение с горячей и холодной водой, бассейны, раздевалки. Также в термах были размещены сады, гимназии, рестораны, библиотеки, галереи и театры.

Удивительно, что обширное, величественное и роскошное здание терм Каракаллы по назначению своему было «всего-навсего» общественными банями, сулившими посетителю, впрочем, многие часы разнообразного досуга, не только банно-купального, но и спортивного, а также интеллектуального. Это было гигантское общественное здание, поражающее своими размерами и богатством отделки. Можно утверждать, что термы Каракаллы столь же грандиозны и монументальны, что и Колизей или мавзолей Адриана.

Термы Каракаллы столь же грандиозны и монументальны, что и Колизей или мавзолей Адриана.

caracalla2

В помещении терм, имеющем размеры 337 на 328 метров, одновременно могли находиться более 1500 человек. В 537 году варвары перекрыли римские акведуки, и многие термы, в том числе и термы Каракаллы, стали приходить в упадок.

Период забвения длился до 14 века, когда папа Павел III Фарнезе начал проводить раскопки на месте бывших терм, возжелав добыть строительный материал для постройки нового дворца. Именно тогда были найдены две статуи Геракла, две ванны из порфира, одна из которых сегодня выполняет функции чаши фонтана на площади Фарнезе, а другая хранится в Ватикане. Еще на поверхность была поднята гранитная колонна, которая впоследствии была подарена герцогам Медичи. Тогда же зафиксировано источниками и периодическое использование терм Каракаллы в качестве места проведения фешенебельных концертов Рима — дань уважения, которую во второй половине ушедшего столетия платили в основном более ясным, более сохранным и более «правильным» памятникам.

Термы Каракаллы не кажутся архитектурой — для этого они слишком разрушены. Но они не кажутся и природой — для этого они слишком выстроены. Это не улица — ты входишь внутрь них. Но это и не интерьер — они слишком грандиозны для интерьера. Это вообще непонятно что. Иной мир.Как первоначальное оформление интерьеров терм, так и мудреные системы водоснабжения и отопления ныне можно только воображать, здания и переходы, опоры и пролеты едва угадаешь, однако впечатление грандиозности и удивление от прозаической банной роли этой горы (а мы-то и не думали, что бани бывают такими!) гарантированно. Это было гигантское общественное здание, поражающее своими размерами и богатством отделки.

Так что об уровне развития цивилизации можно судить не только по военным победам и философским трактатам, но и по тому, какие бани эта самая цивилизация после себя оставила. И тут Древний Рим остается для нас примером.

Остаётся лишь добавить, что сегодня в термы Каракаллы приходят не только ощутить грандиозность и величие Империи, посмотреть руины огромнейшей в истории человечества бани, но и послушать музыку, ведь термы давно стали концертной площадкой, на сцене которой выступают оперные и эстрадные певцы и коллективы.

Leave a reply